МБОУ «СОШ No2 г. Суворова»
Проект «Электронная школа» представляет возможность взаимодействия школьников, их родителей и учителей, через интернет и SMS. Родители, которые стали пользователями системы «Электронная школа», получают информацию о расписании занятий ребенка, его оценках, замечаниях и т д.
- МБОУ «СОШ No2 г. Суворова»

Как не допустить суицид у подростка: памятка для учителей, классных руководителей и родителей

15.04.2015

Что в поведении подростка должно насторожить учителя?

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
  • Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

Что делать учителю, если он обнаружил опасность?

  • Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
  • Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.
  • Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.

Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида

  • Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.
  • Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
  • Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
  • Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога с классом. Если в школе есть действующая «Школьная служба примирения» - передайте им эту ситуацию для ее разрешения.
  • Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.
  • Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач - такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
  • Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
  • Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.

Полезная информация

«Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета (бесплатно, круглосуточно) 8 (495): 624-60-01 или 8-800-200-122

Памятка по суицидальному поведению детей и подростков

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Наиболее типичными мотивами самоубийств у детей и подростков являются:

1. Переживание обиды одиночества, отчуждённости, невозможность быть понятым.

2. Действительная или мнимая утрата родительской любви, неразделённая любовь, ревность.

3. Переживания, связанные со смертью, с разводом, или уходом из семьи одного из родителей.

4. Чувство вины, стыда, оскорблённое самолюбие, угрызения совести, недовольство собой.

5. Боязнь позора, насмешек, унижения.

6. Страх наказания, нежелание принести извинения.

7. Неудачи в любви, сексуальные эксцессы, беременность у девочек.

8. Чувство мести, злобы, протеста, угрозы вымогательства.

9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудных ситуаций.

10. Сочувствие или подражание товарищам, кумирам.

Попытка самоубийства – это крик о помощи, вызванный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих.

Факторы суицидального риска:

· предшествующая попытка суицида;

· конфликтные отношения в семье;

· смерть близкого человека;

· серьёзная физическая болезнь;

· эмоциональные нарушения (острое чувство вины, стыда и т.п.);

· психические заболевания;

· алкоголизм, наркомания;

· психические отклонения у родителей;

· суицидальные попытки в семье;

· насилие в семье;

· запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли жертвы;

· нежелательная беременность, аборт и его последствия и т.д.

Общие признаки суицидального риска:

1. Уход в себя (внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми);

2. Употребление спиртного или наркотических средств;

3. Избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе);

4. Безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду;

5. Внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами;

Словесные признаки:

1. Человек прямо и явно говорит о смерти: «Хочу умереть».

2. Косвенно может намекать о своем намерении: «Я не могу больше выносит эту проблему», «Скоро всё это закончится» и т.д.

3. Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни.

4. Прощание.

5. Самообвинения.

6. Сообщение о конкретном плане суицида.

Поведенческие признаки:

1. Раздача своих ценностей, долгов.

2. Написание «записок-завещаний».

3. Радикальные перемены в поведении, во внешнем виде, в привычках.

4. Частое прослушивание печальной музыки.

5. Склонность к неоправданно рискованным поступкам.

Ситуационные признаки:

· Психотравмирующие события, которые недавно произошли в жизни подростка (разрыв с любимым человеком, публичное оскорбление, незаслуженное наказание, конфликт с родителями и т.д.)

Профилактика суицида

Самоубийство – одна из вечных проблем человечества, поскольку существует практически столько же, сколько существует на Земле человек.

Люди, совершающие суицид, обычно испытывают сильную душевную боль и находятся в состоянии стресса, не умеют справиться со своими проблемами, смотрят в будущее без надежды. Они часто страдают психическими болезнями, особенно выраженной депрессией.

Суицид рассматривается как одна из главных причин смертей во всём мире, поэтому он является значительной общественной проблемой. Некоторые исследователи полагают, что официальная статистика не отражает число суицидов. Ведь суицидальное поведение – понятие более широкое и, помимо непосредственно ухода из жизни, включает суицидальные покушения, попытки и проявления.

К покушениям относятся все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв верёвки, реанимация и др.).

Суицидальными попытками считаются демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности совершаемого им акта.

Мотивы, причины, поводы суицидальных действий

Наиболее типичными мотивами самоубийств у детей и подростков являются:

Выделяют 4 основных мотива суицидов:

· альтруистический;

· эгоистический;

· фаталистический;

· анатомический

Действительно, сознательный уход из жизни возможен во имя какой-то большой цели, убеждений, ради спасения людей и т.д. Поступки, совершаемые по альтруистическим мотивам, высоко оцениваются обществом. Однако в подростковом возрасте мотивы суицидальных действий чаще всего эгоистические. Анатомическое самоубийство, является результатом тяжёлого разногласия между личностью и окружающей его средой.

Однако суицидальное поведение вызывается, как правило, не одним, а несколькими одновременно действующими и взаимодействующими мотивами.

Причины суицида можно классифицировать таким образом:

1. Лично-семейные конфликты: развод; болезнь, смерть близких; одиночество; неудачная любовь; оскорбления со стороны окружающих; половая несостоятельность.

2. Состояние здоровья, в том числе психические, соматические заболевания; уродства.

3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента, в том числе опасение уголовной ответственности; боязнь иного наказания или позора.

4. Материально-бытовые трудности.

5. Конфликты на работе; неуспехи в учёбе.

6. Общественно-политическая обстановка.

7. Другие мотивы.

Нередко при анализе суицидов путают понятия «причина», «условия» и «повод».

Причина суицидального поведения – это всё то, что вызывает и обусловливает суицид. А.Г. Амбрумова основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности. Помимо главной, могут быть и второстепенные причины (болезнь, семейно-бытовые трудности и т.д.).

Под условиями понимают такой комплекс явлений, который хотя и не порождает конкретные следствия, но и выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. Одни и те же причины в неодинаковых условиях приводят к различным следствиям.

Повод – это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайных характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов самоубийств не выявляет их причин.

Некоторые исследователи отмечают, что суицидальные попытки и намерения чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приёмом наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем.

Суициды и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые и депрессивные реакции), могут быть результатом незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведения, измены.

Признаки суицидального риска

Учитывая актуальность профилактики суицида, многие исследователи задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению? Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются признаки замышляемого суицида.

К ним относятся:

· разговоры на темы самоубийства, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера;

· попытки самоубийства в прошлом, наличие приёма самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей;

· максималистские черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и чёрное;

· объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; сложные отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжёлое заболевание;

· снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, физическая и психическая истощённость, неопытность и неумение преодолевать трудности.

Кроме того, следует знать о синдромах поведения подростков, указывающих на готовность к суициду:

· тревожно-суетливое поведение;

· нарушение сна (преследует страшный сон с картинами катастроф, аварий);

· агрессия;

· депрессия, апатия, безмолвие;

· выраженное чувство вины, стыда за себя, неуверенность в себе, которая может маскироваться вызывающим поведением, дерзостью;

· употребление алкоголя, наркотических веществ.

Внешние обстоятельства, провоцирующие суицидальное поведение подростка:

· неблагополучие в семье;

· тяжёлый психологический климат, вызванный конфликтами родителей;

· потеря родителей;

· беспризорность подростка;

· отсутствие поддержки взрослого;

· отвержение, жестокость, критичность со стороны родителей;

· отсутствие друзей;

· проблемы в общении со сверстниками, взрослыми.

Суицид – это проявление острых или хронических психических расстройств; это осознанное лишение себя жизни.

Суицидальная попытка – это парасуицид, целенаправленное оперирование средствами, лишающими себя жизни, не закончившаяся успешно.

Основными особенностями подросткового суицидального поведения являются:

1. когнитивные особенности личности подростка (повышенная сенситивность, зависимость от мнения других);

2. перекладывание ответственности за свои поступки на других людей;

3. зависимость от благополучия в семье;

4. категоричность суждений, неприятие поступков взрослых;

5. дихотомичность мышления (всё или ничего);

6. неумение наладить адекватное взаимодействие в социуме;

7. импульсивность в поступках;

8. особенности черт характера;

9. суицид как результат амбивалентных отношений с родителями;

10. религиозные причины;

11. проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом;

12. Психические заболевания и расстройства;

13. нежелательная беременность;

14. смерть близких.

Наиболее типичными мотивами самоубийств у детей и подростков являются:

1. Переживание обиды одиночества, отчуждённости, невозможность быть понятым.

2. Действительная или мнимая утрата родительской любви, неразделённая любовь, ревность.

3. Переживания, связанные со смертью, с разводом, или уходом из семьи одного из родителей.

4. Чувство вины, стыда, оскорблённое самолюбие, угрызения совести, недовольство собой.

5. Боязнь позора, насмешек, унижения.

6. Страх наказания, нежелание принести извинения.

7. Неудачи в любви, сексуальные эксцессы, беременность у девочек.

8. Чувство мести, злобы, протеста, угрозы вымогательства.

9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудных ситуаций.

10. Сочувствие или подражание товарищам, кумирам.

Попытка самоубийства – это крик о помощи, вызванный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих.

Эмоциональное выгорание

Психологические перегрузки чаще испытывают представители коммуникативных профессий. Труд педагога предполагает постоянный контакт со всеми участниками образовательного процесса, что требует постоянного контроля и эмоциональных затрат.

Синдром выгорания сказывается не только на поведении учителя, но и на стиле обучения. Такой учитель, как правило, холоден, нетактичен в отношении с детьми, позволяет себе игнорировать их права, срываться на них.

Физические симптомы:

· усталость;

· восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;

· слабость;

· частые головные боли;

· избыток или недостаток веса;

· одышка;

· бессонница и т.п.

Поведенческие и психологические симптомы:

· неосознанное беспокойство;

· частые обиды;

· ощущение невостребованности;

· неуверенности;

· раздражительность;

· подозрительность;

· неспособность принимать решения;

· общая негативная установка на жизненные перспективы и т.п.

При длительном воздействии выгорания развивается настоящий стресс, с его характерными симптомами (среди них сердечно-сосудистые нарушения, неврозы, язвы, ослабление иммунитета). Нарастают безразличие, «профессиональный цинизм», негативизм по отношению к своей работе. Жизнь кажется пустой и бессмысленной, а работа – надоевшей и ненавистной рутиной.

Условно можно выделить 3 кризиса в профессиональном становлении педагогов, находящихся длительное время в эмоциональном выгорании:

Кризис 1-го года

Кризис 5-7 лет

Кризис 12-15 лет

Молодой специалист находится во власти юношеского максимализма, уверен, что он уж точно будет «совершенным» педагогом, но студенческие ожидания не всегда оправдываются в школе. Начинающий педагог пока не знаком с ценностями, правилами нового коллектива. Планы, программы, конспекты, журналы, сомнения отнимают массу эмоциональной энергии. Для некоторых первый год в образовательных учреждениях становится и последним.

Возникает у ищущих педагогов, перешагнувших первую пятилетку, добившихся результатов в деятельности. Они принимаемы пед. коллективом и администрацией. Внутренний «педагог» постепенно занимает в человеке слишком много места, тем временем вытесняя и внутреннюю маму, и внутреннюю жену и т.п. Вся текущая и порученная работа выполняется на «ура!», а учитель чувствует себя как «загнанная лошадь». Педагогические успехи не вызывают былой радости. Даже мысль о контакте с коллегами, может вызывать плохое настроение, бессонницу, чувство страха. Учитель в «тупике».

Чаще всего синдром эмоционального выгорания развивается к 40 годам — пику биологического состояния здоровья. Дети выросли, можно полноценно заняться карьерой, но желания нет. Учитель с содроганием думает, что завтра надо идти на работу. Все инновации, правила, бумаги вызывают протест, раздражение, агрессию. Педагогическая самооценка занижена. Панический страх перед аттестацией, и как следствие систематическое подтверждение второй квалификационной категории. Педагогу хочется остаться незамеченным, тенью прийти и уйти из школы. Человек не выдерживает длительного общения, возникает «аллергия на людей».

Более всего риску возникновения эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие к себе чрезмерно высокие требования. Для них образцом «настоящего» педагога является совершенный человек, относящийся к работе как жизненному предназначению, сверхзадаче. Вследствие чего постепенно стирается грань между работой и личной жизнью.

Психологи выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном сгорании:

· личностный фактор;

· ролевой;

· организационный.

«В жизни мы постоянно находимся между Я и ТЫ. Если человек совсем забывает о Я и полностью растворяется в ТЫ — сгорание неизбежно. «Я жертвую собой, чтобы спасти вас всех!« — носитель такой установки может эмоционально сгореть не только на работе, но и в семье. Жена, жертвующая собственной реализацией в обществе ради карьеры мужа, мать, живущая ТОЛЬКО ради сына или дочери, подсознательно ожидает награду за свою жертву. Но окружающие воспринимают ее поведение как должное. Через годы вместо неполученной благодарности человека начинает изнутри подтачивать обида на тех, кто не оценил его усилий.

Говоря о ролевом факторе, нужно отметить, что сгорание происходит в тех случаях, когда в коллективе присутствует нездоровая конкуренция, неблагополучный морально-психологический климат, работа человека оценивается как незначимая».

Как с этим бороться?

Если прочитанная информация откликается в вашей повседневной жизни, возможно у вас есть предрасположенность к эмоциональному выгоранию. Современные врачи и психологи предлагают массу рекомендаций по профилактике и устранению внутреннего «пожара», существенная роль в которых отводится, прежде всего, самим педагогам.

Как не сгореть на работе:

· Не позволяйте себе брать работу на дом!

· Определяйте краткосрочные и долгосрочные цели вашей деятельности;

· Прежде, чем поставить себе профессиональную цель, подумаете, насколько её реализация реальна (не слишком ли высока планка);

· Ставьте четкие временные границы по достижению тех или иных целей;

· Чаще представляйте себе образ успешного, конечного результата вашего труда;

· Используете "паузы" в работе;

· Чаще общайтесь с единомышленниками;

· Избегайте ненужной конкуренции;

· Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем!

Помоги себе сам:

· Не игнорируйте первые симптомы усталости (учитесь слушать себя);

· Найдите время для себя – позволяйте себе «лениться» (ежедневно уделяйте СЕБЕ, не менее 2-х часов);

· День, проведенный в насыщенном общении, компенсируйте полным одиночеством;

· Если вам очень хочется кому-то помочь, задайте себе вопрос: нужно ли ему это?

· Наполняйте свою личную жизнь обществом, не связанным с работой;

· Учитесь конструктивному общению, учитесь говорить «НЕТ»

· Поддерживайте физическую форму, занимаясь приятным вам видом спорта: бассейн, ролики, велосипед, коньки и т.п.;

· Помните - смех продлевает жизнь! По мнению врачей, смех благоприятствует пищеварению, кровообращению и ободряет жизненную силу всех органов.

· Будьте оптимистами!

Как избежать «синдрома эмоционального выгорания»

Стрессовое состояние оказывает влияние на:

Психосоматику

Появляются симптомы различных недомоганий: гипертония, усталость, головные боли, сердечные приступы, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет, неврозы. Может быть потеря аппетита или склонность к перееданию; злоупотребление успокаивающими или возбуждающими средствами.

Профессиональную деятельность педагога

Возникают жесткие установки по отношению к ученикам, коллегам. Неприязнь, раздражение, которые провоцируют конфликты. По мере исчерпания эмоциональных ресурсов педагог чувствует, что не может больше отдавать себя детям так, как он делал это прежде. Это приводит к «дегуманизации» и «деперсонализации».

Личность педагога

Развитие негативных установок в отношении себя (заниженная самооценка), работы, друзей. Потеря ощущения личных достижений и возможностей. Ухудшается качество жизни. Молодой специалист не всегда оказывается в состоянии выдержать груз отрицательных эмоций и реагирует срывом, скрытым или открытым нежеланием продолжать работать.

Поэтому стресс — штука опасная, с ним не шутят. Может, надо любой ценой остерегаться отрицательных эмоций и бежать от стрессов? Однако автор учения о стрессе Селье считает, что стресс может быть и полезным. Ведь только так человек может усвоить науку преодоления трудностей. Нужно научиться разумно управлять своей психикой и эмоциями, работать над собой, уметь сдерживаться в самых сложных обстоятельствах, освоить приемы и навыки саморегуляции душевного состояния.

Оказывать себе самопомощь необходимо уже при первых признаках развития стресса — невротических расстройствах, повышенной раздражительности, быстрой утомляемости, неуверенности в себе, плохом настроении, бессоннице, апатии. Если вовремя не провести стрессотерапию, можно обнаружить нарушения в деятельности внутренних органов, которые надо устранять незамедлительно, пока они не перешли в стойкое заболевание. Многие люди успешно противостоят ударам судьбы отчасти благодаря врожденному дару к стрессоустойчивости, либо мобилизуя на борьбу свой жизненный опыт, психологические знания.

Различают физиологические и психологические стрессоры.

К физиологическим относятся: - болевые воздействия; - чрезмерная физическая нагрузка; - экстремальные температуры (жара, холод) и так далее.

К психологическим относятся: - необходимость принятия решения; - ответственность за что-то; - обида; - переживание; - конфликт; - сигналы опасности.

Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы. Они подразделяются на:

- информационные (возникают в условиях информационных перегрузок);

- эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

Как те, так и другие изобилуют в работе педагога.

Чтобы повысить уровень адаптации человека к воздействию различных факторов и сохранять необходимый уровень здоровья, предполагается использование различных методов психорегуляции.

Существует много рекомендаций медицинского характера: здоровый образ жизни, движение, занятия спортом, рациональное питание. Но практика убеждает, что наиболее действенными являются психологические средства, формирующие стрессоустойчивость. И невроза можно избежать, если сформировать у человека установки и умения выходить из стрессовых ситуаций с минимальными потерями.

В помощь молодому специалисту мы предлагаем рекомендации по снятию напряжения в стрессе (или конфликте).

Методы, позволяющие снять напряжение в условиях конфликта

· Лучший помощник — физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.

· Если стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (какая-то потребность остается неудовлетворенной в конфликтной или другой ситуации), надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации.

· Метод переключения на другой вид деятельности связан с двигательной активностью, требующей физического напряжения, благодаря которой сжигается адреналин.

· Так, если вы находитесь на работе, займитесь любым видом деятельности: переберите бумаги, полейте цветы, заварите чай, переставьте стол, пройдите несколько раз в быстром темпе по коридору, зайдите в туалетную комнату и подержите 4-5 минут руки под холодной водой, подойдите к окну и посмотрите на небо, деревья.

· Если вы дома, то постарайтесь выйти на улицу и побегать или походить в быстром темпе 10-15 минут, примите контрастный душ, перемойте скопившуюся посуду.

Средства снятия стресса.

Снять отрицательные последствия стресса помогут:

1. разрядка эмоций – если нельзя проявить эмоции сразу, то можно это осуществить после события, в одиночестве. Выразите вслух или письменно (главное – чтобы чувства были облечены в слова) все, что вы хотите или хотели сказать;

2. плач: если хочется плакать – плачьте. Особенно это касается мужчин. В нашей культуре считается, что настоящий мужчина не должен плакать. Эту мысль внушают мальчикам с раннего детства, однако слезы приносят облегчение и снижают боль;

3. теплый душ – теплая вода действует расслабляюще на мышцы, тем самым снимая напряжение. Струи воды способствуют также релаксации (расслаблению) путем легкого массирующего действия;

4. физические упражнения;

5. релаксация через расслабление мышц;

6. переключение с неприятных событий на то, что приносит покой, радость, а иногда и просто позволяет не думать о том, что произошло. Это могут быть ваши увлечения, физическая активность, музыка;

7. дыхательные упражнения и т.д.


Прогноз погоды
Яндекс.Погода
Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсамЕдиная коллекция цифровых образовательных ресурсовФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Яндекс.Метрика